Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Памятка родителям по профилактике суицидальных рисков

Дата: 14 февраля 2017 в 15:54, Обновлено 9 ноября 2022 в 10:21

Вас беспокоит, что у вашего ребенка депрессия?

Что делать, если кто-то из ваших знакомых думает о самоубийстве?

Что необходимо знать о депрессии

Депрессия - давай поговорим

Советы для родителей по профилактике подростковых суицидальных рисков

1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.

2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.

4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.

5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания. 

6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.

"Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость.

Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении.

Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА

•Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых

•Резкое повышение общего ритма жизни

•Социально-экономическая дестабилизация

•Алкоголизм и наркомания среди родителей

• Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие

•Алкоголизм и наркомания среди подростков

•Неуверенность в завтрашнем дне

•Отсутствие морально-этических ценностей

•Потеря смысла жизни

 •Низкая самооценка, трудности в самоопределении

 •Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни

• Безответная влюбленность

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОДРОСТКА ОТ СУИЦИДА:

•Установите заботливые взаимоотношения с ребенком

•Будьте внимательным слушателем

• Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации

• Помогите определить источник психического дискомфорта

• Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно

• Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы

• Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее

• Внимательно выслушайте подростка!

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

по профилактике вовлечения несовершеннолетних

в суицидальные социальные контенты

1. Никакого шпионажа и агрессии

Первая реакция родителей, которые узнали, что их дети сидят в группах, призывающих к суициду, - это усиление контроля. Мама или папа устраивают своему ребенку допрос с пристрастием, проверяют переписку в соцсетях, телефон, роются в личных вещах, а порой в довершение всего запрещают пользоваться интернетом.

Такое поведение не принесет ни родителям, ни и их чадам ничего хорошего. Единственной реакцией подростка на подобные агрессивные действия в его адрес станет ответная агрессия. В итоге ребенок просто закроется и перестанет доверять близким. И, что самое главное, он все равно найдет способ так или иначе заходить в эти группы, только уже будет делать это тайно.

Важно: жертвами разного рода сект чаще всего становятся именно те дети, которых дома, так сказать, морально насилуют, отнимая право на собственное пространство и личное мнение и не давая возможности возразить или отказать взрослому. Как следствие, подросток не чувствует, когда на него оказывают психологическое давление чужие люди, поскольку слишком привык к нему.

2. Аккуратный позитивный диалог

Любой разговор с детьми, особенно на столь болезненную тему, нужно выстраивать деликатно и внимательно. Нет смысла спрашивать подростка «в лоб» - так от него никаких ответов не добиться. Лучше действовать исподволь, постепенно завоевывая его доверие – интересоваться его делами, просить рассказать о том, как у него прошел день, как дела в школе, хорошо ли он спал. Кстати, для откровенного разговора отлично подойдет совместный прием пищи: в такой обстановке легче сблизиться и наладить контакт.

Важно: Проявлять интерес нужно искренне и внимательно слушать ребенка, что бы он ни сказал. Скорее всего, взрослому многое в его словах не понравится. Однако нужно держать себя в руках; ни в коем случае нельзя критиковать идеи подростка или заявлять, что они глупые.

Пусть озвучит свою точку зрения, даже если он будет говорить, например, что смерть - это красиво, а суицид – способ перейти в другую реальность. А уже после можно постараться спокойно привести свои доводы в пользу того, что у жизни больше красок и возможностей, чем у смерти.

3. Разговор о смерти/ценности жизни через искусство

Многие родители боятся и всячески избегают говорить с детьми на тему суицида. В этом случае лучше подойти к проблеме «окружным путем». Например, можно дать ребенку посмотреть хороший классический фильм или дать прочитать книгу, в которой поднимается тема смерти и самоубийства, а затем обсудить с ним его мысли и впечатления.

Важно: около 80% детей, которые покончили жизнь самоубийством, так или иначе заявляли о своем намерении родным или друзьям. Просто их словам и поступкам не уделили должного внимания, списав на подростковые «закидоны» и демонстративное поведение.

К тому же подростки зачастую не воспринимают смерть достаточно серьезно, романтизируя ее. Им кажется, что суицид – это некий выход, переход куда-то, а не точка невозврата. Необходимо попробовать донести до ребенка, что пока он жив, у него всегда есть возможность выбора. А смерть – это не дверь, а черта, за которой больше ничего не будет.

4. Поиск альтернативных интересов

Ребенок, который постоянно сидит в социальных сетях и мало интересуется чем-то в реальной жизни, на самом деле впадает в некий виртуальный транс, который создает у него ощущение «параллельной реальности», зазеркалья. В этом измененном состоянии сознания у подростка ослабляется критичность восприятия, и он легче поддается внушению и манипуляциям.

Родителям нужно не просто запретить те или иные действия в интернете, а предложить своему чаду альтернативные занятия, которые смогут вытянуть его в офлайновое пространство. Тут подойдут любые, даже глупые на взгляд взрослых, увлечения.

Важно: Особенно действенными будут хобби, которые помогут подростку не только занять время и мозги, но и построить отношения со сверстниками в реальной жизни. Ведь почему дети так охотно подписываются на те или иные группы во «ВКонтакте», «Тик-Токе» и других социальных сетях? Потому что в этом возрасте главное их стремление – быть признанными и понятыми. Просто раньше тинейджеры примыкали к разным субкультурам, которые хоть и были иногда пугающими для родителей, но все же были офлайновыми и потому более-менее понятными и контролируемыми. Сегодня же, не имея возможности удовлетворить эту потребность «наяву», они уходят за желаемым в глубины интернета, где ориентируются куда лучше большинства взрослых.

5. Включение здоровой критичности

Вспомним одно из правил «групп смерти»: как только один из подписчиков интересовался у организаторов, кто они и какие цели преследуют, его тут же изгоняли из сообщества. Так вот, чтобы подросток был более устойчивым к манипуляциям онлайн-«сектантов», нужно научить его критически мыслить и задавать неудобные вопросы. И воспитывается этот навык в первую очередь в семье. У каждого ребенка должна быть возможность спросить у мамы или папы: «Почему? Для чего мне это делать?».

Это дает подростку ощущение значимости собственной персоны, чувство, что он способен и сам сделать какой-то выбор в жизни, а не постоянно следовать указаниям родителей. В таком случае тинейджер не так охотно будет поддаваться чужому авторитету и, в частности, «подсаживаться» на загадочные игры, которые инициировали некоторые суицидальные группы.

Важно: Подросток должен чувствовать любовь и принятие со стороны родителей в любой ситуации. Если ребенок знает, что, как бы он ни поступил, что бы ни сказал, его всегда поймут и примут дома, он будет гораздо увереннее ощущать себя в жизни. Родителям стоит внушить своим детям, что они не должны зарабатывать любовь повиновением и покорностью.

6. Регулировать режим сна

Сон является одной из сфер жизни детей, которую действительно стоит жестко контролировать. Согласно утверждению «Новой газеты», многие подростки сидели в социальных сетях именно ночью; особое значение в ряде случаев имело время 4.20 утра.

Дело в том, что в таком полусонном состоянии гораздо легче впихнуть в тинейджера любую информацию, в том числе и про суицид. Этот нехитрый, но действенный прием, кстати, хорошо знаком деструктивным религиозным организациям. Так что, если у родителей есть желание прибегнуть к жестким мерам, можно, к примеру, выключать или ограничивать интернет именно в ночное время.

Важно: Если ребенок не высыпается, у него усиливаются тревожность, внушаемость, понижается иммунитет как физический, так и психологический. Также ребенок, который и так в своем возрасте видим мир черно-белым, начинает воспринимать его с еще большим скепсисом и неприязнью.

7. Психологические группы для подростков

Если родители узнали, что их ребенок и вправду подумывает совершить самоубийство, в этом случае справиться лишь своими силами не получится: необходимо прибегнуть к помощи профессионалов. Однако не каждый подросток согласится пойти к психологу; даже если посулами или угрозами загнать его на сеанс, толку от такой терапии будет мало. Гораздо проще и полезнее будет уговорить чадо посетить групповые занятия, где ему легче будет освоиться и приступить к работе над своими проблемами.

Важно: Есть несколько признаков, которые могут свидетельствовать о том, что подросток впал в депрессию и думает о смерти:

- появление порезов и шрамов;

- резкое изменение настроения и поведения; к примеру, всегда общительный ребенок вдруг стал замкнутым;

- желание подростка раздать или подарить свои вещи;

- разговоры о бессмысленности жизни;

- ребенок ведет себя так, как будто собирается в дальнюю дорогу: приводит в порядок дела, убирается в комнате, возвращает одолженное.

«Как не допустить саморазрушающего поведения подростков и что делать в случае обнаружения его признаков»

Под самоповреждающим поведением понимают действия аутоагрессивного характера, направленные на сознательное нанесение физического ущерба своему телу. На сегодняшний день выделены разнообразные виды и формы такого поведения:

  1. нарушения пищевого поведения (анорексия и булимия);
  2. нанесение татуировок и пирсинга;
  3. совершение навязчивых действий (обкусывание ногтей, выдергивание волос и т.п.);
  4. порезы себя острыми предметами, царапанье кожи, уколы (булавками, гвоздями, пером ручки и т.п.);
  5. самоожоги;
  6. злоупотребление алкоголем, лекарственными и другими препаратами.

Маркеры, на которые родители и педагоги должны обратить внимание: множественные шрамы, свежие порезы, царапины, перебинтованные руки, одежда только с длинными рукавами, частое запирание в ванной комнате, нежелание кого-либо впускать к себе в комнату. При этом подростки, как правило, говорят о безнадежности и бессмысленности своего существования, собственной ничтожности, непривлекательности, даже ненависти к себе. Родители и педагоги также могу заметить частые перепады настроения, эмоциональную холодность, отстраненность, апатию, желание находиться в полном одиночестве.

Росту аутоагрессивных тенденций подростков может способствовать ряд факторов:

  1. социальные (психологически неблагополучная атмосфера в семье, завышенные требования к ребенку, физическое, психологическое, сексуальное насилие в семье, неблагоприятные  отношения с отчимом (мачехой), другим членом семьи, частая смена места жительства или учебы и т.п.);

2. индивидуально-психологические особенности подростка (легкая возбудимость, раздражительность, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, наличие соматических заболеваний, ограниченных возможностей здоровья либо инвалидности и т.п.);

3. ситуационные (личные неудачи, ссора с друзьями, частые конфликты в школьном коллективе, травля (в том числе в социальных сетях), несчастная любовь или разрыв романтических отношений, изменение обстановки в семье (развод, рождение еще одного ребенка), или тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, заболевание).

С какой целью подростки наносят себе повреждения? Выделяют следующие мотивы:

- избавление от чувства опустошенности, депрессии;

- снятие напряжения;

- желание ослабить эмоциональную боль;

- выход агрессии, злобы, раздражения;

- желание почувствовать хоть что-то («удостовериться, что живой»);

- чтобы выразить боль, сильные эмоции, с которыми трудно справиться;

- самонаказание;

- чтобы отвлечься от болезненной реальности;

- предотвращение чего-то еще более худшего (например, суицида). 

Основной механизм таков: наличие внутриличностного конфликта, сформированного под влиянием внешних факторов (реже – психопатологических расстройств), глубокая душевная боль ® самоповреждение направлено на то, чтобы освободиться от этой боли, достичь временного облегчения. 

Зачастую ситуацию усугубляет реакция взрослых на самоповреждающее поведение подростков. Родители и педагоги сначала испытывают испуг, затем злость, а при повторных актах – раздражение, равнодушие и даже ненависть («он делает это мне назло, чтоб мы страдали»). Непонимание мотивов такого поведения, нежелание их понять приводит к ложной трактовке, сравнению с асоциальным и даже криминальным поведением, и как следствие – отвержение подростка, гнев и отказ в сочувствии и помощи.

Заблуждения взрослых относительно данного типа поведения:

  1. Данное поведение является средством привлечения внимания. Однако практика показывает, то подростки не склонны демонстрировать порезы и шрамы, они наносят повреждения там, где их никто не увидит. В дополнение носят одежду с длинными рукавами, придумывают различные объяснения своим повреждениям (кошка поцарапала, случайно порезался и т.п.).
  2. Это способ манипуляции взрослыми. Возможно, единичные преценденты такого мотива поведения имеют место быть, однако в большинстве случаев повреждения наносятся наедине и тщательно скрывается.
  3. Все, кто наносит себе повреждения – психи и их надо лечить. Действительно, люди с расстройствами психики наносят себе повреждения, однако не все люди с самоповреждающим поведением страдают психическими заболеваниями. Мотивы данного поведения очень разнообразны.
  4. Все, кто наносят себе повреждения, хотят умереть. Самоповреждающее поведение, как правило, не связано с попыткой суицида. Повреждения «помогают» временно снимать душевную боль и не привести к суицидальным намерениям. Однако среди суицидентов встречаются лица с предшествующими самоповреждениями.  

Что должен сделать педагог при обнаружении самоповреждений:

1. Сотрудник срочно информирует о самоповреждениях, выявленных у ребенка, администрацию образовательной организации.

2. Администрация фиксирует информацию в журнале регистрации случаев выявления у обучающегося суицидального поведения.

3. Руководитель принимает решение о дальнейших действиях, дает поручения, определяет непосредственных исполнителей. Вся документация идет под грифом «Для служебного пользования».

4. Назначенный руководителем сотрудник срочно информирует родителей (законных представителей), организует беседу с ними.

5. Родителям (законным представителям) вручают памятку «Что делать в кризисной ситуации».

6. Если самоповреждения «старые» ребенок включается в группу повышенного внимания. С ним проводится диагностическая работа и при выявлении проблем родителям рекомендуют посетить врача-психиатра (вручают уведомление).

7. Если самоповреждения «свежие» родителям рекомендуют  незамедлительно проконсультировать ребенка у врача-психиатра (вручают  уведомление).

8. В случае отказа родителей от консультации ребенка у врача-психиатра, данный отказ оформляется в письменном виде и руководитель уведомляет об этом территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав

Что может сделать родитель, чтобы не допустить самоповреждающего поведения у подростка:

1. Вне зависимости от возраста ребенка поддерживать доброжелательные и доверительные с ним отношения. Для этого необходимо интересоваться его жизнью, уважительно относиться к тому, что кажется ребенку важным, даже если вам это кажется незначительным; придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Важно как можно больше разговаривать с подростком. Надо постараться любыми способами узнать, что за проблема его волнует, и попытаться уменьшить его страдания. Осознание вашей заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору, в которой он так нуждается.

2. Помнить, что авторитарный стиль воспитания для подростков не эффективен, даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию. В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета.

3. Говорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что Ваш подросток хочет, как он планирует этого добиться, помогите ему представить реалистичные шаги к желаемому будущему.

4. Говорить на серьезные темы, такие как жизнь, смысл жизни, дружба, любовь, смерть, предательство. Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Поговорите о том, что ценно для Вас, для вашего подростка. Не бойтесь делиться своим опытом, размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно.

5. Передать ребенку понимание ценности жизни и здоровья. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни  – ваш собственный пример.

6. Дать понять ребенку, что опыт поражения, такой же важный опыт, как и достижение успеха. Рассказывайте о своем опыте преодоления трудностей. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым.

7. Проявлять любовь даже при внешней грубости подростка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Важно лишь найти приемлемые для этого возраста формы их проявления.

8. Вовремя обратиться к специалисту, если Вы понимаете, что у Вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт со своим ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом Вы сможете освоить необходимые навыки, которые помогут Вам вернуть отношения доверия с Вашим ребёнком – подростком.

Что родитель должен сделать, если обнаружил признаки самоповреждающего поведения или готовности к нему:

1. Если вы увидели хотя бы один из признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если Ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.

2. Обратитесь с ребенком на консультацию к врачу - психиатру.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.