Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Контрольно-оценочная деятельность

Дата: 15 мая 2023 в 13:59, Обновлено 16 мая 2023 в 13:22
Автор: Мигаль Е. Г.

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценочная деятельность педагога в условиях реализации компетентностного подхода в образовании; методика организации контрольно-оценочной деятельности на учебном занятии

Главная задача любого образовательного учреждения – обеспечение более высокого качества образования. Контролировать качество образования и управлять им возможно лишь при наличии оперативной, адекватной и достоверной информации как о процессе, так и о результатах образования.   
Контрольно-оценочная деятельность учителя является необходимым условием управления качеством образования. Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности. С помощью контроля можно оценить достижения обучающихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять достоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу учителей.
Качество результата обучения является одним из показателей качества образования в целом. Важную роль в формировании требований к образовательным результатам играет проверка знаний и умений. В педагогической науке выделяют текущую, промежуточную и итоговую проверки знаний. Все виды проверки проводятся с помощью разных форм, методов и приемов, обеспечивающих качественную и эффективную оценку результатов обучения и соотнесения их с требованиями действующих нормативных документов в сфере образования.
С введением компетентностного подхода наметился переход в обозначении результатов обучения с позиции квалификации к компетентностной.
Компетенции – это характеристики, которые можно увидеть лишь в процессе наблюдения за действиями или умениями; это скорее способность обнаружить процедуру, способ или метод, необходимые и достаточные для решения поставленной проблемы или задачи.
Использование учителем разных форм контроля знаний зависит как от целей, которые он ставит, так и от его профессионализма. А.К. Маркова, А.А. Деркач считают, что профессионализм включает в себя три аспекта: компетентность в педагогической деятельности – эффективное, результативное выполнение видов педагогической деятельности (обучающей, развивающей, воспитательной, коррекционной и др.); компетентность в педагогическом общении – полноценное педагогическое общение, направленное на обеспечение сотрудничества с другими участниками педагогического процесса; личностно-индивидуальная компетентность - зрелость личности педагога характеризующаяся сочетанием профессионально важных качеств, необходимых для результативной педагогической деятельности и гуманистически ориентированного педагогического общения.
Отбор способов оценивания результатов осуществляется в зависимости от формы контроля. В частности, текущий контроль позволяет оценить сформированность компетенций по одной определенной теме в процессе ее изучения, целесообразно применять ситуационные задачи, конкретные ситуации, эссе, кроссворды, рефераты, контрольные работы, доклады, диспуты, дискуссии, тесты. 
На промежуточной аттестации происходит проверка освоения учебной дисциплины целиком и степени сформированности компетенций, необходимых и возможных для данной дисциплины. Промежуточная аттестация может проводиться в форме зачета, итоговой контрольной работы с применением тестов разных уровней. В современных образовательных реалиях необходимо разрабатывать компетентностно-ориентированные тесты, что требует знаний инновационных подходов к такой работе. Требуемые тесты должны оценивать качество усвоения знаний, характеризующих умение применять теоретические знания и практические навыки в нестандартных ситуациях. 
Таким образом, в компетентностном подходе оценка учебных результатов основывается на структурированной системе анализа уровней сформированности общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций с применением различных современных методов педагогических измерений и способов оценивания результатов обучения в комплексе.
I. «Теоретические и методологические основы организации контрольно-оценочной деятельности учащихся», 
В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами.
Прежде всего, это 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, которая была введенаМО РБ в 2002 году, где для оценки результатов учебной деятельности учащихся были выделены пять уровней усвоения учебного материала.
1-2 — низкий уровень;
3-4 — удовлетворительный;
5-6 — средний;
7-8 — достаточный;
9-10 — высокий.
В целях регулирования контрольно-оценочной деятельности педагогических работников, осуществления единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся в начале нынешнего учебного года были изданы НОРМЫ оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам в новой редакции.
Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключеныслучаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся.
Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.
Прежде всего уточним понятия: «Оценка» и «Отметка» т.к. от понимания сути того или иного термина зависит, что каждый из нас вкладывает в его понимание.
В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.
Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами.
Оценка — это мнение о ценности, уровне или качестве чего — либо;
Отметка — это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.
Согласно нормативному документу:
Оценка — развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.
Оценить — значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения.
Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.
Отметка — это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.
Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний.
Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.
Обычно учителями используются следующие формы оценки:
-многочисленные «малые формы оценки» в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя;
— краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;
—Смысл комментирования отметок заключается во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.
Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.
Контроль — процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ?
  • Вид контроля
  • Цель
  • Сроки проведения
  • Как провести?
  • Что должно проверяться?
Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый.
Текущий контроль — подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета.
Периодический контроль — проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени.
Итоговый контроль — производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ ЕЩЕ?
  • что должно проверяться
  • кто должен опрашиваться
  • какой ожидается эффект от проведения проверки
  • какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки
Остановимся подробнее на вопросе: Что оценивать во время проведения поурочного
1.Уровень учебных достижений учащихся по отдельным элементам темы:
  • распознавание,
  • воспроизведение учебного материала,
  • владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях
2.
  • полноту
  • осознанность
  • системность
  • прочность
  • мобильность знаний
  • степень познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задачи
3.
  • процесс учебной деятельности учащихся
  • познавательные и общеучебные умения
  • использование рациональных способов выполнения заданий
  • проявление интереса к учению
  • стремление к достижению поставленной цели
  • индивидуальные и личностные качества
  • предыдущие достижения
  • и тематического контроля
  • учебные достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.
Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.Ц
ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ
— определение качества усвоения учащимися учебного материала — уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой
— обнаружение достижений и успехов учащихся
— указание путей совершенствования, углубления знаний, умений
— создание условий для включения школьников в активную деятельность
— обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
— воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся многофункциональна. Сколько функций имеет данная система? (5 функций)
Реализация образовательных компонентов литературного чтения 
                                         
”Литературное чтение“ рассматривается как подготовительный этап в системе литературного образования школьников. Учебный предмет призван ввести детей в мир русской литературы, пробудить у учащихся интерес к книгам и чтению на русском языке, заложить основы читательской культуры личности, приобщить младших школьников к духовным ценностям, выработанным русским народом. В процессе чтения и осмысления литературных произведений разных жанров младшие школьники знакомятся с русскими народными традициями, элементами бытовой и духовно-нравственной культуры, национальными чертами характера, русским речевым этикетом, овладевают культурой слушания, чтения и ведения дискуссий.
Важнейшей образовательной задачей предмета является формирование и развитие навыка чтения по-русски с соблюдением фонетико-орфоэпических норм русского языка, создание, накопление и активизация запаса русской лексики, овладение орфоэпическими и акцентологическими нормами русского языка, развитие коммуникативно-речевой деятельности учащихся на русском языке.
На уроках литературного чтения на русском языке расширяется читательский кругозор учащихся, маленькие читатели овладевают умениями работы с художественным текстом, детской книгой; у них накапливаются представления о литературе как источнике знаний о человеке, окружающем его мире, духовных ценностях, с одной стороны, и как искусстве слова, с другой; развивается образное мышление, творческое воображение, эмоциональная сфера, гражданские и эстетические чувства, культура русской речи, совершенствуется духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся.
В литературном чтении необходимо условно различать два периода: подготовительный и основной. Второй год обучения нельзя отнести к основному периоду, поскольку у второклассников не сформирован навык чтения по-русски и беглый темп чтения. Во втором классе акцентируется внимание на развитие навыка чтения по-русски, обогащение и расширение словаря чащихся, овладение орфоэпическими и акцентологическими нормами русского языка, формирование коммуникативно-речевой деятельности на русском языке. В третьем и четвёртом классах (основной период) центром внимания становится художественное произведение, его особенности как искусства слова, читательская культура школьника.
Структура подготовительной ступени литературного образования включает в себя уроки классного и внеклассного чтения. Внеклассное чтение является составной частью учебного предмета ”Литературное чтение“.
Цель внеклассного чтения – расширение читательского кругозора учащихся, формирование читательской самостоятельности, привитие потребности в чтении книг, журналов, газет, воспитание активных читателей. На уроках внеклассного чтения дети получают представления об элементах книги: обложке, переплёте, титульном листе, форзаце, оглавлении, предисловии, послесловии, аннотации, иллюстрации; начальное представление о каталоге, рекомендательных указателях для чтения; представления о периодике (детских газетах и журналах).
Объектом изучения учебного предмета ”Литературное чтение“ служат прежде всего художественные произведения русской детской литературы, а также произведения классической русской литературы, вошедшие в круг детского чтения.
На начальной ступени образования важнейшей задачей является формирование национального этнокультурного самосознания учащихся. Поэтому в книгу для чтения должен включаться материал национальной культуры – произведения белорусского фольклора и литературы в переводах, художественных пересказах на русский язык преимущественно в жанрах занимательной сказки, басни, стихотворения, рассказа, в которых решаются проблемы общечеловеческих ценностей, связанных с национальными традициями белорусов.
Наряду с художественными произведениями из разных областей литературного творчества (фольклор, классика, современная и зарубежная детская литература) в программу включаются для изучения научно-художественные и научно-познавательные тексты.
В соответствии с возрастными возможностями учащиеся получают элементарные знания из области литературоведения на практическом уровне или уровне представлений, которые необходимы для освоения литературы как искусства слова и которые являются средством решения творческих задач, а также обслуживают самостоятельную творческую работу маленьких читателей.
Младшие школьники практически усваивают значение таких слов, как ”автор (писатель, поэт)“, ”тема“, ”главная мысль“, ”событие“, ”связь событий“, ”композиция“,”герой“ (действующее лицо, персонаж), ”поступок“, ”характеристика героя“, ”художественное (образное) слово“, ”пейзаж“ (картина природы), ”звукопись“, ”рифма“, ”ритм“, ”жанр“, ”сказка“, ”былина“, ”легенда“, ”рассказ“, ”стихотворение“, ”басня“.
У учащихся формируются на практическом уровне представления об особенностях различных жанров: пословицы, скороговорки, загадки, потешки, небылицы, народной песни, сказки, рассказа,былины, легенды,стихотворного произведения; о художественном и научно-познавательном произведении.
Они осваивают традиционную тематику произведений и книг для детей (о Родине, о её героях, о разных людях: детях и взрослых, храбрецах и трусах, трудолюбивых и ленивых и т.д., о животных и растениях, о машинах и вещах, приключениях и фантастике).
Накапливают знания об авторах, с творчеством которых познакомились на уроках классного и внеклассного чтения (писатель – поэт или прозаик, на какие темы пишет).
Наблюдают за образными словами и выражениями литературного произведения, практически осваивают изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения (эпитет, сравнение, метафора (скрытое сравнение), олицетворение,эмоционально-оценочные слова).
Получают знания о средствах выразительного чтения художественного произведения (сила голоса, тон, темп, пауза, логическое ударение).
Сведения из биографии и творчества классиков русской детской литературы даются как основа для формирования связей; ”автор ‑ произведения“, ”автор ‑ темы произведений и книг“, ”автор ‑ жанр“ (жанры).
Младшие школьники приобретают знания об элементах книги (обложка, титульный лист, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрация, аннотация), о средствах ориентации в мире книг (каталог, рекомендательные указатели, книжная выставка), получают представление о газете и журнале как периодических изданиях; знания о культуре и гигиене чтения.
Младшие школьники овладевают общеучебными, речевыми и читательскими умениями. Они учатся:
- читать целыми словами правильно с соблюдением фонетико-орфоэпических норм русского языка: правильно произносить при чтении специфические русские звуки [г], [г'], [р'] [ч'], [щ'], [д'], [т']; звук [л] на конце глаголов прошедшего времени м. р. ед. ч. (пел) и в словах типа волк; звук [в] перед согласными в начале, середине и конце слов (вниз, автор, лев); звук [й']в словах, оканчивающихся на -ый, -ий, -ой; -[ово], -[ево] в прилагательных и местоимениях род. п ед. ч. м. р. и ср. р. (красного, нашего); -[цца]в глагольных формах (купаться), буквосочетания жи, ши, же, ше;
- соблюдать нормы словесного ударения в изученных словах, у которых в русском и белорусском языках не совпадает место постановки ударения (крапива, ремень, верба и др.);
- оценивать своё и чужое чтение в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка;
- читать выразительно вслух стихи и прозу, пользуясь основными средствами интонационной выразительности (тон, темп, ритм, пауза, логическое ударение);
- прогнозировать содержание произведения по иллюстрациям, заголовку, опорным словам;
- выявлять слова и выражения, которые препятствуют пониманию прочитанного;
- объяснять лексическое значение непонятных слов через контекст и с помощью словаря;
- устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
- определять тему и главную мысль произведения;
- выделять главное действующее лицо произведения и второстепенные действующие лица, анализировать их взаимоотношения, поступки;
- определять эмоциональное состояние персонажей и соотносить его с поступками;
- выявлять авторское отношение к событиям, героям
- находить в тексте описания персонажей, картин природы, представлять в своем воображении героя, картину природы и рассказывать об этом;
- характеризовать героя на основании его поведения, переживаний и поступков и выражать своё отношение к нему;
- самостоятельно делить текст на смысловые части, составлять план, подробно, выборочно (отдельный эпизод, описание персонажа, описание картины природы) и кратко (с помощью учителя) пересказывать литературное произведение по готовому плану;
- коллективно составлять творческий пересказ;
- иллюстрировать содержание произведения (словесное и графическое рисование);
- инсценировать сюжетное произведение (сказка, рассказ) либо отдельные его эпизоды;
- коллективно сочинять сказку, рассказ по опорным словам;
- наблюдать за особенностями стихотворного произведения (рифмой, стихотворной строкой, средствами выразительности);
- определять общее эмоциональное настроение поэтического произведения;
- выявлять настроение, чувства поэта, вызванные живописными картинами;
- самостоятельно находить в тексте образные слова и выражения, объяснять их значение;
- находить в произведении слова и выражения, которые передают одушевление природных явлений, рассказывать о возникших образах;
- находить в тексте эмоционально-оценочные слова, рассуждать, почему именно это слово выбрано автором, как оно характеризует героя
- отличать фольклорные жанры (сказка, былина, пословица, загадка) от литературных (рассказ, басня, стихотворение, литературная сказка), наблюдать за их особенностями
- заучивать наизусть стихотворные произведения;
- самостоятельно читать детские книги, журналы, газеты;
- самостоятельно работать со справочной литературой: словарями, справочниками, детскими энциклопедиями
- подбирать книги в библиотеке (самостоятельно и с помощью библиотекаря) по заданной теме чтения, по авторской принадлежности;
- правильно называть книгу (фамилия автора, заглавие);
- узнавать, о чем написана книга по информации на обложке, титульном листе, по оглавлению, иллюстрациям;
- пользоваться видами библиотечно-библиографической помощи.
Основными видами деятельности на уроках литературного чтения являются чтение вслух и молча, беглое и выразительное, выборочное, комментированное, самостоятельное; заучивание наизусть стихотворных произведений; слушание и рассказывание; аналитическая и оценочная работа с текстом произведения, творческая работа в связи с прочитанным, работа с детской книгой и др.
Показателями достижения целей учебного предмета “Литературное чтение“ являются:
- уровень сформированности базовых норм гражданской и духовно-нравственной культуры;
- начитанность учащихся в области детской литературы (знакомство с произведениями, рекомендованными программой для классного и внеклассного чтения).
- уровень развития навыка чтения на русском языке (способ чтения, темп чтения, правильность чтения);
- уровень развития умения выразительно читать;
- уровень овладения читательскими умениями;
- уровень овладения орфоэпическими навыками
правильное произношение при чтении специфических русских (белорусских) звуков (при изучении второго государственного языка): [г], [г'], [р'] [ч'], [щ'], [д'], [т'] [дж], [дз], [ў]; звука [л] на конце глаголов прошедшего времени м. р. ед. ч. (пел) и в словах типа волк; звука [в] перед согласными в начале, середине и конце слов (вниз, автор, лев); произношение при чтении [й']в словах, оканчивающихся на -ый, -ий, -ой; -[ово], -[ево] в прилагательных и местоимениях род. п ед. ч. м. р. и ср. р. (красного, нашего); -[цца]в глагольных формах (купаться) и др.
Структурировать учебный материал рекомендуется по художественно-эстетическому, тематическому или жанрово-тематическому принципам, чтобы учащиеся овладели тематической лексикой, обеспечивающей им свободное пользование русским языком при слушании, говорении, чтении и письме. Тематическая классификация литературных произведений поможет также сформировать у учащихся знания о темах литературного творчества и системные представления (образные) об окружающем мире.
Содержания литературного образования младших школьников реализуется в уроках литературного чтения и внеклассного чтения, а также посредством факультативных занятий, обеспечивающих право школьника на выбор этих занятий в соответствии с интересами и возможностями учащихся. 

Важную роль в организации работы учителя играет планирование. Благодаря планированию достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований программ.

Подготовка учителя к уроку складывается из двух органически связанных между собой этапов: планирование системы уроков по теме и конкретизации этого планирования применительно к каждому уроку, продумывание и составление планов отдельных уроков. Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. В эту систему, в зависимости от основной дидактической цели, могут войти как уроки различного типа и вида, так и другие формы организации внеклассной и внеурочной работы учащихся. Успех тематического планирования зависит главным образом от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся твердо усвоить, с чем познакомиться, что уметь, что знать и т.д. Поэтому тематическое планирование начинается с тщательного изучения учителем учебной программы по предмету, образовательных стандартов, выделения основных воспитательных целей и целей развития учащихся в рамках изучения предмета в целом и в ракурсе решения дидактических задач по данной теме. Поскольку результаты воспитания и развития учащихся проявляются не сразу после проведения того или иного урока, планировать эти задачи надо на более длительный период, т.е. по курсу в целом (что определено программой), и по целой теме или разделу (что намечает сам учитель, исходя из знания им особенностей учащихся того или иного класса.
Непосредственная подготовка учителя к уроку — это планирование урока. Составляется поурочный план учителем в соответствии с учебной программой и календарно-тематическим планированием по предмету. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части: 1) обдумывание цели урока, каждого его шага; 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.
Цель урока определяется, исхода из содержания материала программы, материальной базы школы и характера той деятельности учащихся с учебным материалом, которую можно организовать в данной учебной ситуации. В этой части подготовки урока учитель на основе мысленного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего урока, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих собственных действий и действий учащихся в их единстве. И только после определения основного содержания и направленности собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке учитель отбирает необходимый и достаточный материал, который должны усвоить ученики, намечает последовательность введения в оборот тех или иных понятий, которые будут отрабатываться на уроке. Подбирает наиболее емкий и яркий материал, необходимый для возбуждения активности учащихся при работе с намечаемыми понятиями, намечает ориентиры в виде обобщенных вопросов, проблемные задачи, предопределяет структуру урока, исходя из объема предстоящей работы. Оценивает возможности учащихся и свои собственные, готовит себя психологически к возможным изменениям занятия в связи с меняющимися условиями на уроке, с введением в содержание урока дополнительной информации. В ходе подготовки урока усиливается внимание учителя к педагогическому предвидению, к прогнозированию поворотов мыслей учащихся.
План урока представляет собой поминутно расписанный по этапам, структурным элементам перечень воздействий учителя на учеников иногда с предполагаемыми возможными ответными действиями школьников. Поурочный план включает в себя те же содержательные элементы, что и технологическая карта урока, но план, как правило, привязан к структуре комбинированного урока. Структура варьируется в зависимости от задач, выбранного типа урока и включает примерное распределение времени по этапам, элементам структуры урока. И, конечно, план является более системным образом урока, чем технологическая карта.
Сценарий урока. Это не просто последовательность действий, которые запланировал для себя и учеников учитель. Как правило, сценарий пишется, когда урок идет в театрализованной форме или в виде ролевой игры.
Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Однако единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет. Из множества определений я остановлюсь на следующем: «технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности».
Проект – (лат. «брошенный вперед) – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Проектирование - процесс создания проекта; совокупность приемов, действий в определенной последовательности для достижения запланированного результата. Педагогическое проектирование - это деятельность по предварительной разработке системы взаимодействия учителя и учащихся, направленная на достижение поставленной цели.
Моделирование уро­ка — это процесс определения основных его параметров. Оно вклю­чает в себя: выбор концепции или технологической идеи, определяю­щих мировоззренческое поле урока, постановку цели урока, определение его вида и типа. Фактически идет отбор тех идей, которые отра­жают общее представление учителя о хорошем современном уроке. Модель урока — это и есть общее представление учителя об уроке, которое он хотел бы воплотить на практике. Это абрис урока, его эс­киз. Это, если хотите, «версия» урока, чаще всего идеальная. Данный этап, как правило, мысленный и устный. Учитель «прорисовы­вает» урок лишь в общих чертах, смутно представляя его детали. Одна­ко здесь есть конкретные опорные знания о предстоящем уроке — его цель, вид и тип. Таким образом, моделирование — это начальный этап перевода теории урока в практику, осуществляемый как процесс выбо­ра опорной теории и использования ее как основания для практическо­го действия. Любая деятельность учителя, тем более в такой логически завершенной форме как урок, с необходимостью требует определен­ных теоретических основ, единого научного подхода.
Проектирование урока — следующая ступень его разработки. За­метим, что здесь это понятие используется в более узком смысле, чем употребляемое для всего процесса разработки урока. Такая тавтология вынужденная и связана с тем, как весь этот процесс рассматривается в других науках. Мы решили не вносить своих толкований и следовать межнаучному знанию, интегрируя в педагогику то, что уже наработано другими практиками и учеными. Итак, здесь понятие проектирования употребляется в узком и более практическом смысле слова. Этот этап состоит в разработке регулятивов, с помощью которых будет достигаться поставленная цель. В педагогике регулятивы часто называются обобщенно способами. Такими регулятивами прежде все­го являются компоненты педагогического процесса — задачи, прин­ципы, содержание, методы, формы учебной деятельности. На этом этапе создается педагогическая структура, каждый компонент кото­рой как бы материализует модель как исходный образ урока. Цель урока здесь уточняется и разбивается на задачи, принципы «переводятся» в правила своей реализации, содержание формируется как учебный материал со своим объемом и формами предъявления учащимся, методы отбираются на основании массы факторов: цели, уровня раз­вития детей, готовности учителя ими пользоваться и, конечно, на ос­новании той идеи, которая заложена в модели урока. Так отбираются и средства обучения на уроке. Что касается формы, речь идет о формах учебной деятельности учащихся, например, индивидуальной, парной, групповой, коллективной и др. На этом этапе разработки урока осуществляется подбор материала, который на следующем этапе будет превращаться в технологию.
Конструирование урока — конечный этап проектирования. Его на­значение — создание технологии обучения учащихся как процесса освоения ими учебного материала. Технология урока и есть сама сис­тема взаимодействия учителя и учащихся, направленная на овладение ими учебным материалом согласно поставленной цели. По сути, тех­нология урока — та последовательность действий учителя и ученика, благодаря которой достигается цель урока. Мы уже говорили, что на­значение педагогического проектирования состоит именно в разра­ботке конкретной технологии как технологии конкретной формы орга­низации обучения.
Урок имеет немало достоинств.
В качестве первого хочется отметить высокую экономичность урока . На 25-30 учеников требуется всего один учитель. Чтобы образование состоялось. Урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное пространство и минимальное материально-техническое обеспечение. Имея четкие временные границы, он хорошо поддается планированию и легко вставляется в расписание
Учитывая, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу, экономичность, дешевизна школьного урока очень много значат.
Другое достоинство – гибкость, пластичность урока . Урок пережил многие педагогические парадигмы и концепции. На нем можно использовать самые разные образовательные технологии. Урок располагает мощным арсеналом методических возможностей: наличие видов, типов, масса методов и тому подобное.
К достоинствам урока относим и его способность интегрировать другие формы организации обучения. Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и выросли различные виды уроков.
Логическая завершенность урока – еще одно достоинство. На уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации воспитания и обучения, а вот познавательный – только на уроке. Урок обладает способностью охватить весь познавательный цикл.
Урок – система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках.
Урок обладает системообразующей способностью по отношению ко всему учебно-воспитательному процессу школы. Он задает и определяет содержание и методику проведения всех других форм организации обучения. Все они носят вспомогательный характер и как бы располагаются вокруг урока.
Воспитательная способность урока неоспорима. Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров.
И, наконец, урок – стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю – провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации.

Недостатки проводимых уроков

  1. Увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; недооценка особенностей каждого урока; противопоставление творчества и программно-методической дисциплины.
  2. Слабое знание личности школьника и классных коллективов и как следствие этого: уроки-близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференциации в обучении, отсутствие направленности работы по ликвидации пробелов в знаниях.
  3. Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования (без задач психического развития), некомплексное продумывание (без связи задач друг с другом), без выделения доминирующих для данного урока, класса задач (отсюда перегрузка на самом уроке).
  4. Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и как следствие - преувеличение роли опроса.
  5. Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями, обилием второстепенного материала, необоснованное стремление отойти от учебника.
  6. Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования.
  7. Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.
  8. Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке.
  9. Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная дифференциация объема и степени сложности учебного материала).
  10. Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и преимущественно в формах внеурочной работы (кружки, факультативы и т.п.).
  11. Слабый учет личностного фактора и благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в повышении качества обучения.
  12. Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их комплексное и нецелесообразное использование.
  13. Недооценка гигиенических и эстетических условий обучения.
  14. Нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного на уроке и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению.
  15. Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план полностью, независимо от возникших на уроке обстоятельств, и как следствие этого - формализм, слабый учет реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов.
  16. Эпизодический характер самоанализа, его упрощенный характер без выявления причин плохого усвоения материала и потому - слабая связь одного урока с другим.

Требования к современному уроку с учётом предметной специфики
структуры и современных подходов обучения
Существует множество определений понятия «урок» как главного для учителя вида педагогической деятельности.
Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряжен­ным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся.
Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достиже­ние которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.
Хороший урок отличает плановость, четкость построения.
Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.
Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащих­ся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, до­полнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую ин­формацию с записью основных положений в виде краткого переска­за, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоя­тельно использовать полученные знания и приводить в систему ста­рые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, нео­бычное — творить, изобретать, исследовать.
Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рож­дать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулиру­ет учебную деятельность учащихся.
Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний от­дельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.
Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.
Так как время урока ограничено, оно должно экономно исполь­зоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, обору­дованием урока, доведением до конца его замысла.
Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.
Урок — целостная, логически законченная часть образовательно­го пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитатель­ного процесса: содержание, средства, методы, организационные мо­менты.
От умения учителя правильно определить каждый из этих ком­понентов и их рационального сочетания зависит результативность урока.
Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных тре­бований.
Как известно, система уроков по любому предмету имеет цикли­ческий характер, обладая периодичностью в дидактическом смысле. Обычно цикл связан с крупной смысловой единицей учебного мате­риала — темой курса — и имеет следующие дидактические части
1) изучение нового материала;
2) закрепление материала;
3) повторение изученного ранее;
4) контроль (диагностика) знаний;
5) применение знаний к решению задач;
6) формирование практических умений и навыков.
В соответствии с этим тематический цикл уроков содержит раз­личные их виды:
1) уроки изучения нового материала;
2) комбинированные уроки;
3) уроки применения знаний, формирования практических уме­ний и навыков;
4) уроки повторения;
5) уроки контроля.
В системе уроков по предмету могут быть некоторые специфичес­кие занятия в силу особенностей данного предмета как области на­уки или практики.
К каждому виду урока предъявляются специфические требова­ния, но разработаны и применяются общие критерии, которым дол­жен удовлетворять урок
Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.

Три постулата современного урока

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Требования к структуре говорят о необходимости:
Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
Найти оптимальное место домашнему заданию.
Требования к подготовке и организации урока: 
Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);
Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;
Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал;
Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;
Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию урока и процессу учения: 

1.Урок должен быть воспитывающим;
2. Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;
3.На уроке следует воспитывать любовь к Родине
Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;
В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.

Требования к технике проведения урока

Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
Темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными;
Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
Управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся.
         Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств её достижения и её переводом в конкретные дидактические задачи .
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
Структуры уроков развивающего обучения
 Структура урока изучения нового материала. 
  • Первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.
  • Указание на то, что учащиеся должны запомнить.
  • Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
  • Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т. п.);
  • Первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
  • Контроль результатов первичного запоминания.
Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.   
Структуры уроков развивающего обучения
Структура урока формирования умений и навыков: 
  • Постановка цели урока;
  • Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
  • Проведение проверочных упражнений;
  • Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
  • Упражнения на их освоение;
  • Упражнения на их закрепление;
  • Тренировочные упражнения по образцу и подобию, алгоритму, инструкции;
  • Упражнения на перенос в сходную ситуацию;
  • Упражнения творческого характера;
  • Итог урока;
  • Задание на дом.
Структуры уроков развивающего обучения.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
  • Организация начала урока (психологический настрой учащихся);
  • Сообщение учащимся цели предстоящей работы;
  • Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных знаний;
  • Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
  • Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях – по аналогии;
  • Упражнения по отработке навыков;
  • Творческое применение знаний и умений;
  • Проверка выполненных работ;
  • Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
  • Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
  • Задание на дом (если это необходимо).   
Структуры уроков развивающего обучения
Структура урока повторения, обобщения и систематизации знаний. 
  • Организационный момент;
  • Вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
  • Выполнение учащимися индивидуально и/или коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;
  • Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
  • Формулирование выводов по изученному материалу;
  • Оценка результатов урока;
  • Подведение итогов;
  • Задание на дом (не всегда).

Структуры уроков развивающего обучения

Структура урока контроля и коррекции зун 

  • Организация начала урока. Создание спокойной, деловой обстановки. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
  • Сообщение темы, цели и задач урока.
  • Изложение содержания контрольной или проверочной работы.
  • Показ учащимися использования приобретённых зун:
  • Проверка знания фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос.
  • Проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа.
  • Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщающих таблиц, письменный опрос.
  • Применение учащимися знаний в проверочных работах (контрольные работы, тесты, и т.д.), практические задания.
  • Выполнение творческих комплексных работ.
  • Итоги урока.
  • Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей устранения их и совершенствования знаний и умений.
  • Задание на дом. (не всегда)
Структуры уроков развивающего обучения
Структура комбинированного урока 
  • Организация начала урока;
  • Проверка домашнего задания, постановка целей урока;
  • Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т. е. актуализация знаний, практических и умственных умений;
  • Изучение нового материала, в том числе и объяснение;
  • Закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
  • Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
  • Подведение итогов и результатов урока;
  • Задание на дом;
Подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.
Для достижения современных целей образования, воспитания и развития школьников в учебно – воспитательном процессе применяются новые методы обучения:
По виду передачи и восприятия учебной информации
  • методы словесной передачи и слухового восприятия;
  • методы наглядной передачи и зрительного восприятия;
  • практические методы обучения;
По характеру учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования
  • репродуктивные методы обучения;
  • проблемно-поисковые (продуктивные) методы
По степени педагогического управления дельностью учащихся со стороны учителя
  • методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;
  • методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации;
По основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе учебного занятия
  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
По логике изложения и усвоения учебного материала
  • индуктивные методы обучения;
  • дедуктивные методы обучения
Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Современный урок, в отличие от традиционного, должен быть продуктивным.
На современном уроке необходимо применять проблемно-поисковый метод.
 Изучение материала должно проводиться не на основе монолога учителя, а на основе эвристических бесед, дискуссий, диспутов, исследований.
Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда высвечиваете роль урока как элемента воспитательной системы. Более того, отметив назначение урока в передаче знаний о жизни, в овладении основ научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Объективность научных сведений гарантирует реальность планируемого результата. В таком ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности школьника.
Урок – ключевой элемент воспитания.
Однако такая роль заложена в нем как потенциальная возможность. Откроем же потенциальные возможности, высветим скрытые воспитательные мощности урока и приступим к качественному преобразованию урока в ситуации мировой «революции в обучении».
Важно очертить наше представление о воспитании: что оно такое?
Воспитание – это введение ребенка в контекст современной культуры, содействующее такими новообразованиям в структуре личности, как:
  • знания о мире;
  • умение взаимодействовать с миром;
  • ценностное отношение к миру, благодаря чему личности удается поднятья на уровень культуры, и жить в обществе на достигнутом культурном уровне.
А педагогический профессионализм, педагога входящего вместе с детьми на вершину культуры – это:
знание философских, психологических биологических закономерностей развития ребенка;
система профессиональных умений взаимодействия с детьми, обеспечивающих организацию жизнедеятельности ребенка как активного взаимодействия с окружающим миром;
система мировоззренческих отношений к миру и системам отношений ценностям жизни на земле;
система умений «прикосновения к личности» ребенка.
Проблема воспитания может быть решена только тогда, когда организуемая воспитательная работа с детьми обеспечена профессиональной подготовкой педагогов, работающих с детьми.
Совершенствование урока не может идти по методической дороге в бесконечных поисках фантастических методик, которые повышали бы результат обучения, не затрагивая личностной структуры ученика. Повседневный урок – это широкий воспитательный процесс, а урок – отдельный момент этого широкого воспитательного процесса. Следовательно, нельзя «не хотеть заниматься воспитанием» на уроке, ибо урок уже располагается в пространстве воспитания. Мы и урок проводим потому, что нас волнует личность ученика. Путь совершенствования обучения лежит на трассе совершенствования личности – ребенка и педагога одновременно. Нельзя изменить урок, не совершенствуя свое «я».
В него входят пять компонентов, скрывающие в себе возможности социально-личностного влияния на становление человека. Два из них — условные, содействующие наилучшему качественному результату деятельности детей и педагога.
Материально-средовое окружение ученика во время урок как условие его деятельности обеспечивается предметным обустройством урока на уровне культуры, культурными поведенческими традиций и выстраиванием благоприятной для развития детей мизансцены урока
Духовные благоприятные условия создаются благодаря гуманистической позицией педагога, которая предполагает всю совокупность отношений между всеми участниками урока в парадигме «человек – человек»; вводят на урок безусловную ценность Человека гуманистическими взаимоотношениями между людьми на уроке и педагогически создаваемому триумфу личности каждого ребенка в процессе обучения.
Коренным компонентом является деятельность учеников, мы называем его «тело урока». Чтобы реально обеспечить воспитательное влияние, этот компонент должен отвечать требованиям такого рода:
содержание учебного материала должно инструментоваться с точки зрения жизни как основного объекта изучения: «от факта к явлению и от него к закономерностям»;
процесс познавательной деятельности обеспечивает систему методик, адекватных поставленным задачам формирования вполне определенных новообразований личности ученика;
взаимоотношения субъектов деятельности на уроке должны выстраиваться как отношения субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;
необходима индивидуализация деятельности каждого учащегося в ее объеме, уровне трудности и оформлении, а также признание права личности на индивидуальные поведенческие проявления.
Базовый организационный компонент создается пятью профессиональными операциями педагога, выдвигающего организационные требования групповой работы
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.