«Насилие над детьми и подростками включает в себя любую форму плохого обращения с ними, допускаемую родителями, опекунами или воспитателями», — такое определение принадлежит H. Kempe.
Самое ценное, что есть у нас, — это наши дети!
- Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
- Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
- Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
- Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
- Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
- Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
- Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
- Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
- Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?
Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии - это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.
При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания - это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности.
Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня - это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Сексуальное насилие - это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
■ открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
■ угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
■ замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
■ преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
■ ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
■ однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
■ отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
■ отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
■ неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
■ наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
■ безработица, постоянные финансовые трудности;
■ постоянные супружеские конфликты;
■ статус беженцев, вынужденных переселенцев;
■ низкий уровень культуры, образования;
■ негативные семейные традиции;
■ нежелательный ребенок;
■ умственные или физические недостатки ребенка;
■ «трудный» ребенок.
Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей.
Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.
Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации. Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.
Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:
■ состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
■ особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
■ низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
■ отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
■ задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
■ заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.
Лишение родительских прав - это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детскородительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»
ПАМЯТКА
по предотвращению насилия в семье, жестокого обращения с ребенком
Проблема насилия в семье, жестокого обращения на сегодняшний день является одной из самых тревожных среди социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства, безнадзорности, беспризорности.
Под жестоким обращением с детьми понимаются не только случаи физического и сексуального насилия или развращения, но также пренебрежение основными интересами и нуждами детей, то есть неудовлетворение их потребностей в пище, одежде, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером жестокого отношения с малолетними детьми является оставление их без присмотра, что зачастую приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим тяжелым последствиям.
Жестокое обращение с детьми может иметь место не только в семье, но и в детских образовательных и воспитательных учреждениях.
Формы насилия над детьми:
- физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей, в результате которых физическое, психическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения (телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д.);
- отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка: потребности в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре;
- эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие: брань, крики, обвинения в адрес ребенка, принижение его успехов, унижение его достоинства и т.д.);
- сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старшего его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции, действия, способствующие развращению ребенка.
Лица, которые могут обнаружить факты жестокого обращения с ребенком:
- врачи, персонал и администрация больниц, медицинские сестры, персонал неотложной помощи, работники судебно-медицинской экспертизы, психологи, психиатры, другие медицинские работники;
- социальные работники;
- учителя, администрация и персонал учебных учреждений, детских садов, яслей;
- работники правоохранительных органов.
О фактах жестокого обращения с ребенком или насилия над ним можно сообщить: в ИДН (тел.43415), в СПЦ (тел. 80233044598) и по телефону 102.
Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:
1.Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти. Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя
2. Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких, расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.
3.При сильном психологическом напряжении Вы можете сделать 10-20 несложных физических упражнений (приседаний, прыжков, взмахов руками).
Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем.
Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его школьная неуспеваемость, не торопитесь применять крайние воспитательные меры.
Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.
Как уберечь ребенка от сексуального насилия
Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме. Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит. Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств. Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля. В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством). Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали. Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребенок стал жертвой насильственных преступлений. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ
Настораживающие признаки
Любое проявление насилия в отношениях между взрослыми оказывает негативные последствия на детей.
Обратитесь за помощью как можно раньше.
Чем дольше продолжается насилие, тем более опасны его последствия.
Как действовать
Сообщите о случаях насилия, совершенных в отношении вас или кого-либо другого, в милицию или на местный телефон доверия.
Если вы подозреваете, что насилие совершается в отношении вашего ребенка, поговорите с ним об этом.
Если необходимо, обратитесь за помощью к социальным педагогам или психологам школы/социально- педагогического центра.
Что говорить
Детям требуется время, чтобы они смогли говорить о своих чувствах по поводу совершенного насилия.
Ребенок должен знать, что это не его вина и что такой вид отношений является неприемлемым.
Профилактика
Родитель, совершивший насилие, может проявить ответственность и обратиться за помощью, чтобы больше подобного не совершать.
Очень важно демонстрировать положительный пример для детей, чтобы они перенимали позитивный тип поведения.
■ Дети, которые часто видят насилие в семье, перенимают модель поведения, основанную на применении насилия.
■ Домашнее насилие может иметь для детей серьезные и долгосрочные последствия.
■ Часто в ситуации домашнего насилия также имеет место и жестокое обращение ( ребенком.
■ Дети часто винят самих себя в происходящей ситуации домашнего насилия.
■ Злоупотребление алкоголем тесно связано с домашним насилием.
■ По статистике, каждая четвертая женщина может подвергнуться домашнему насилию в тот или иной период своей жизни.
■ В ситуации домашнего насилия беременные женщины оказываются наиболее уязвимыми.
Домашнее насилие является преступлением и серьезной социальной проблемой, оказывающей влияние на многие семьи. В 90% известных случаев домашнего насилия дети находились в момент совершения насилия либо в той же, либо в соседней комнате. В подавляющем большинстве случаев насилие совершается мужчинами, а жертвами становятся женщины и дети, хотя есть факты, когда жертвами становились мужчины.
Последствия для ребенка, ставшего очевидцем ситуации насилия в семье, могут быть самые разные. Но можно с уверенностью утверждать, что дети все видят и слышат и хорошо знают о происходящем в семье.
Дети перенимают модели поведения, которые им демонстрируют родители. Наблюдая насилие в семье, ребенок перенимает неверные модели взаимоотношений в семье и с окружающими.
Например,
• у ребенка может сложиться убеждение в том, что насилие - приемлемый способ решения конфликтных ситуаций;
• ребенок учится скрывать ту или иную информацию от окружающих;
• ребенок убеждается, что близким нельзя доверять, что дети всегда во всем виноваты, особенно, если конфликт произошел в результате спора о детях.
Многие не могут понять, почему люди остаются или возвращаются в дом, где совершается насилие. Совокупность нескольких факторов, таких как страх, любовь, риск стать бездомным и финансовая зависимость, часто не дают им уйти, а некоторые пытаются настоять на своем и заставить уйти человека, совершающего насилие.
Краткосрочные последствия:
Даже непродолжительная ситуация домашнего насилия может иметь для ребенка серьезные последствия: ребенок может испытать сильный испуг, замкнуться в себе, начать мочиться в постель, он может убежать из дома, стать агрессивным, у него могут наблюдаться поведенческие проблемы, ухудшение успеваемости в школе, может снизиться концентрация внимания и развиться эмоциональная неустойчивость.
Долгосрочные последствия:
Чем дольше ребенок живет в ситуации насилия в семье, тем более пагубными могут быть последствия:
• проявление неуважения к родителю, не применяющему насилие;
• чрезмерное отождествление себя с родителем, применяющим насилие, и копирование его поведения;
• потеря уверенности в себе, что негативно скажется на способности построения отношений в будущем;
• потеря доверия к окружающим взрослым, что также негативно скажется в будущем на его способности строить отношения с окружающими;
• потеря детства: ребенок вынужден выполнять такие роли в семье, которые не свойственны его возрасту;
• проблемы в школе;
• ребенок может убежать из дома.
Если вас беспокоит ситуация домашнего насилия, найдите человека, с которым вы можете об этом поговорить.
Если вы сами склонны к агрессии и насилию, вы также можете обратиться за помощью в соответствующие учреждения и организации, чтобы прекратить свое опасное поведение.
Если вы подвергаетесь насилию - помните, что вы не одни. В Беларуси существует много организаций и специалистов, которые могут вам помочь. Вы можете сообщить о случаях домашнего насилия в территориальный центр социального обслуживания населения, милицию, где ваша информация послужит ценным свидетельством в будущем для предъявления обвинений лицу, совершившему насилие.
Вы можете обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по факту совершения насилия.
Признаки сексуального насилия у детей и подростков
Физические признаки:
Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).
Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.
Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.
Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
- гематомы (синяки) в области половых органов;
- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;
- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
- боль в нижней части живота;
- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
- болезни, передающиеся половым путем;
- беременность.
Изменения в поведении:
Изменения в выражении сексуальности ребенка:
- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.
Изменения в эмоциональном состоянии
и общении ребенка:
- замкнутость, изоляция, уход в себя;
- депрессивность, грустное настроение;
- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
- отчуждение от братьев и сестер;
- терроризирование младших и детей своего возраста;
- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).
Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;
- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
Изменения самосознания ребенка:
- падение самооценки;
- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.
Появление невротических и психосоматических симптомов:
- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).
Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.
Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.
Остановитесь! Оглянитесь!
О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения и всегда вызывают широкий общественный резонанс.
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, никогда не теряет актуальности.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов профилактики, однако особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования и здравоохранения, которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени. Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, только когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть объектом постоянного внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
При подозрении на какое-либо насилие в отношении несовершеннолетнего, ему должна быть оказана психологическая и медицинская помощь. Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую личную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.
Очень часто данные виды насилия могут носить комплексный характер!
Физическое насилие имеет менее скрытый характер, выявление его не составляет особого труда.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным (внешне не проявляющимся), так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
Примечание: «груминг» – это установление взрослыми дружеских отношений с несовершеннолетними через Интернет для вступления с ними в интимную связь, запугивания и шантажа. Для груминга онлайн злоумышленники используют социальные сети, электронную почту, текстовые сообщения, чаты в онлайн-играх, а также другие веб-сайты для общения между пользователями.
Сексуальное насилие является высоколатентным (скрытым) явлением, так как по различным причинам сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
Такими причинами могут являться:
- чувство вины и собственное соучастие;
- отсутствие практики обращения за помощью либо наличие опыта отказа в поддержке и понимании;
- психологическая зависимость от насильника;
- подавленное эмоциональное состояние;
- недоверие ко взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны;
- страх перед правоохранительными органами;
- чувство стыда, опасение того, что окружающие станут хуже относиться;
- привязанность к насильнику;
- угрозы со стороны насильника в отношении раскрытия информации;
- опасение огорчить родителя, быть отвергнутым.
Насильственные действия могут совершаться кем-то из круга доверия ребенка или даже незнакомым человеком, который намеренно связывается с ребенком с целью установления дружеских, любовных и доверительных отношений. Для поддержания связи и сохранения тайны насилия, взрослый человек будет использовать тактику манипулирования, чтобы заставить ребенка чувствовать стыд или вину за то, что он увидел, обсуждал или пережил в онлайне.
Обычно жертвами насильственных сексуальных преступлений являются дети моложе 12 лет, наиболее часто – в возрасте 5-7 лет. Ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил том, что произошло. Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет.
Выделение и фиксация специфических признаков имевшего место сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве.
Последствия перенесенного насилия для каждого ребенка, безусловно, будут определяться его индивидуальными особенностями. Вместе с тем, следует отметить некоторые общие нарушения. Помимо тревоги, ночных кошмаров, страхов, избегающего поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста это:
- задержка развития;
- чрезмерный контроль за окружением;
- агрессия;
- неадекватное сексуальное поведение.
У подростков более болезненные и разнообразные реакции на сексуальные посягательства. Понимая сексуальный характер совершаемых с ними действий, подростки часто реагируют на насилие глубокими личностными изменениями, изменением стиля жизни, общения со сверстниками и взрослыми. Для подростка ситуация насилия может казаться непоправимой бедой, крахом всей дальнейшей жизни.
Следует отметить, что некоторые дети не проявляют в явном виде описанных симптомов сразу после насилия и дают отставленные реакции.
Самая тяжелая по своим последствиям форма сексуального насилия – инцест, когда сексуальное насилие по отношению к ребенку совершается близким родственником. В результате длительного насилия в этом случае альтруистические черты личности (терпимость к людям, сочувствие, эмпатия) извращаются либо угнетаются (что приводит к агрессивности в поведении), либо чрезмерно усиливаются (вызывая подчиненность и желание беззаветного служения одному делу или одному человеку).
В большинстве случаев ребенок пытается сообщить матери о совершающемся насилии. Однако в ответ на жалобы дочери или сына в некоторых семьях мать проявляет или циничное равнодушие, или раздраженное недоверие и гнев. При попытке ребенка найти у матери поддержку она в одних случаях демонстрирует излишнюю осторожность в поведении, в других – подвергает ребенка физическому наказанию «за ложь».
Примечание: матери, владеющие информацией о таких фактах, но утаивающие их, должны осознать степень ответственности за такую позицию не только перед совестью и собственным ребенком, но и перед законом. Так, может применяться Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» с последующим лишением родительских прав, а также статья 406 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Недонесение о преступлении» (до 2 лет лишения свободы).
Практически во всех случаях имеет место преднамеренная недооценка ситуации, за которой стоит страх перед посягающей стороной или нежелание лишиться финансового или другого материального источника при раскрытии действительной картины сексуального насилия над ребенком в семье.
Маркеры сексуального насилия:
- не соответствующие возрасту знания в области сексуальных отношений;
- синяки, зуд, кровь в области половых органов;
- трудности при ходьбе и сидении;
- мастурбация;
- внезапные изменения в поведении ребенка;
- появление соблазняющей манеры поведения;
- отсутствие аппетита или переедание;
- расстройство сна, ночные кошмары;
- ненависть к своему телу;
- излишняя уступчивость по отношению к взрослым;
- глубокая депрессия с частыми суицидальными попытками или мыслями;
- нежелание идти домой, побеги из дома;
- склонность к правонарушениям, прогулы в школе;
- злоупотребление наркотиками и алкоголем;
- беспорядочные половые связи;
- венерические заболевания;
- беременность и др.
К сожалению, в последнее время все чаще отделами внутренних дел выявляются случаи насилия детей из весьма благополучных семей. В большинстве случаев это результат бесконтрольного со стороны родителей нахождения детей в сети интернет.
Очень часто приходится слышать от мам, что телефон ребенка – это его личное пространство, которое нарушать нельзя: «У моей Танечки телефон запаролен и я просмотреть его не могу. А вообще-то и не имею права». Другие просто не имеют на это времени в силу своей занятости. И, наконец, просто доверяют своим детям.
Жизнь показывает обратное, и крылатое выражение «Доверяй, но проверяй» никто не отменял.
Что делать, если ребенок стал жертвой сексуального насилия?
1. Выслушайте ребенка, попытайтесь не транслировать свою тревогу. Если он вам рассказал – это признак доверия.
2. Прояснив все обстоятельства, обязательно обратитесь за помощью в правоохранительные органы, сообщите о случившемся.
3. Не давайте напрасных обещаний типа «Обязательно найду и накажу» или «С тобой больше такого не случится».
4. Не советуйте ребенку все забыть и не вспоминать, это бессмысленно.
5. Дайте ребенку установку – чтобы с ним не случилось, вы все равно его любите.
6. Дайте ему понять, что он не виноват, так сложились обстоятельства и назад ничего не вернешь (зачастую дети склонны всю вину брать на себя: «Если бы я не пошла в этот день на репетицию, этого бы не случилось»).
7. Обязательно обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту, который правильно выстроит стратегию реабилитации ребенка в зависимости от возраста, ситуации и тяжести психотравмы.
8. Позвоните на «горячую линию», чтобы узнать, как поговорить с ребенком на эту тему.
Избежать насилия можно!
Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.
ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
Родители ВСЕГДА должны знать, куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа ИЛИ взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжаю мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на<sup> </sup>противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе, в противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
Научите детей «Правилам пяти нельзя»:
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом;
- Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдимые места;
- Нельзя садиться в чужую машину;
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо;
- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
В Гомельской области созданы и функционируют службы «Экстренной психологической помощи».
Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.
Номера телефонов службы экстренной психологической помощи:
- Учреждение «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница» 8-0232-31-51-61 (круглосуточно);
- УЗ «Мозырский психоневрологический диспансер» 8-0236-25-17-92 (пн, вт, чт, пт, – 08.00-14.00; сp –13.00-19.00);
- УЗ «Ветковская центральная районная больница» 8-02330-4-24-85 (будние дни с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 16.30);
- УЗ «Рогачевская центральная районная больница» 8-02339-2-09-30 (пн, вт, ср, пт с 13:00 до 15:00);
- УЗ «Брагинская центральная районная больница» 8-02344-3-16-29 (будние дни с 14.00 до 16.00);
- УЗ «Петриковская центральная районная больница» 8-02350-2-82-05 (будние дни с 8.00 до 16,00).
Управление внутренних дел Гомельского облисполкома
Главное управление по здравоохранению облисполкома
Главное управление образования облисполкома
Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома
О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения и всегда вызывают широкий общественный резонанс.
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, никогда не теряет актуальности.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов профилактики, однако особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования и здравоохранения, которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени. Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, только когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть объектом постоянного внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
При подозрении на какое-либо насилие в отношении несовершеннолетнего, ему должна быть оказана психологическая и медицинская помощь. Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую личную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.
Очень часто данные виды насилия могут носить комплексный характер!
Физическое насилие имеет менее скрытый характер, выявление его не составляет особого труда.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным (внешне не проявляющимся), так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
Примечание: «груминг» – это установление взрослыми дружеских отношений с несовершеннолетними через Интернет для вступления с ними в интимную связь, запугивания и шантажа. Для груминга онлайн злоумышленники используют социальные сети, электронную почту, текстовые сообщения, чаты в онлайн-играх, а также другие веб-сайты для общения между пользователями.
Сексуальное насилие является высоколатентным (скрытым) явлением, так как по различным причинам сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
Такими причинами могут являться:
- чувство вины и собственное соучастие;
- отсутствие практики обращения за помощью либо наличие опыта отказа в поддержке и понимании;
- психологическая зависимость от насильника;
- подавленное эмоциональное состояние;
- недоверие ко взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны;
- страх перед правоохранительными органами;
- чувство стыда, опасение того, что окружающие станут хуже относиться;
- привязанность к насильнику;
- угрозы со стороны насильника в отношении раскрытия информации;
- опасение огорчить родителя, быть отвергнутым.
Насильственные действия могут совершаться кем-то из круга доверия ребенка или даже незнакомым человеком, который намеренно связывается с ребенком с целью установления дружеских, любовных и доверительных отношений. Для поддержания связи и сохранения тайны насилия, взрослый человек будет использовать тактику манипулирования, чтобы заставить ребенка чувствовать стыд или вину за то, что он увидел, обсуждал или пережил в онлайне.
Обычно жертвами насильственных сексуальных преступлений являются дети моложе 12 лет, наиболее часто – в возрасте 5-7 лет. Ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил том, что произошло. Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет.
Выделение и фиксация специфических признаков имевшего место сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве.
Последствия перенесенного насилия для каждого ребенка, безусловно, будут определяться его индивидуальными особенностями. Вместе с тем, следует отметить некоторые общие нарушения. Помимо тревоги, ночных кошмаров, страхов, избегающего поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста это:
- задержка развития;
- чрезмерный контроль за окружением;
- агрессия;
- неадекватное сексуальное поведение.
У подростков более болезненные и разнообразные реакции на сексуальные посягательства. Понимая сексуальный характер совершаемых с ними действий, подростки часто реагируют на насилие глубокими личностными изменениями, изменением стиля жизни, общения со сверстниками и взрослыми. Для подростка ситуация насилия может казаться непоправимой бедой, крахом всей дальнейшей жизни.
Следует отметить, что некоторые дети не проявляют в явном виде описанных симптомов сразу после насилия и дают отставленные реакции.
Самая тяжелая по своим последствиям форма сексуального насилия – инцест, когда сексуальное насилие по отношению к ребенку совершается близким родственником. В результате длительного насилия в этом случае альтруистические черты личности (терпимость к людям, сочувствие, эмпатия) извращаются либо угнетаются (что приводит к агрессивности в поведении), либо чрезмерно усиливаются (вызывая подчиненность и желание беззаветного служения одному делу или одному человеку).
В большинстве случаев ребенок пытается сообщить матери о совершающемся насилии. Однако в ответ на жалобы дочери или сына в некоторых семьях мать проявляет или циничное равнодушие, или раздраженное недоверие и гнев. При попытке ребенка найти у матери поддержку она в одних случаях демонстрирует излишнюю осторожность в поведении, в других – подвергает ребенка физическому наказанию «за ложь».
Примечание: матери, владеющие информацией о таких фактах, но утаивающие их, должны осознать степень ответственности за такую позицию не только перед совестью и собственным ребенком, но и перед законом. Так, может применяться Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» с последующим лишением родительских прав, а также статья 406 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Недонесение о преступлении» (до 2 лет лишения свободы).
Практически во всех случаях имеет место преднамеренная недооценка ситуации, за которой стоит страх перед посягающей стороной или нежелание лишиться финансового или другого материального источника при раскрытии действительной картины сексуального насилия над ребенком в семье.
Маркеры сексуального насилия:
- не соответствующие возрасту знания в области сексуальных отношений;
- синяки, зуд, кровь в области половых органов;
- трудности при ходьбе и сидении;
- мастурбация;
- внезапные изменения в поведении ребенка;
- появление соблазняющей манеры поведения;
- отсутствие аппетита или переедание;
- расстройство сна, ночные кошмары;
- ненависть к своему телу;
- излишняя уступчивость по отношению к взрослым;
- глубокая депрессия с частыми суицидальными попытками или мыслями;
- нежелание идти домой, побеги из дома;
- склонность к правонарушениям, прогулы в школе;
- злоупотребление наркотиками и алкоголем;
- беспорядочные половые связи;
- венерические заболевания;
- беременность и др.
К сожалению, в последнее время все чаще отделами внутренних дел выявляются случаи насилия детей из весьма благополучных семей. В большинстве случаев это результат бесконтрольного со стороны родителей нахождения детей в сети интернет.
Очень часто приходится слышать от мам, что телефон ребенка – это его личное пространство, которое нарушать нельзя: «У моей Танечки телефон запаролен и я просмотреть его не могу. А вообще-то и не имею права». Другие просто не имеют на это времени в силу своей занятости. И, наконец, просто доверяют своим детям.
Жизнь показывает обратное, и крылатое выражение «Доверяй, но проверяй» никто не отменял.
Что делать, если ребенок стал жертвой сексуального насилия?
1. Выслушайте ребенка, попытайтесь не транслировать свою тревогу. Если он вам рассказал – это признак доверия.
2. Прояснив все обстоятельства, обязательно обратитесь за помощью в правоохранительные органы, сообщите о случившемся.
3. Не давайте напрасных обещаний типа «Обязательно найду и накажу» или «С тобой больше такого не случится».
4. Не советуйте ребенку все забыть и не вспоминать, это бессмысленно.
5. Дайте ребенку установку – чтобы с ним не случилось, вы все равно его любите.
6. Дайте ему понять, что он не виноват, так сложились обстоятельства и назад ничего не вернешь (зачастую дети склонны всю вину брать на себя: «Если бы я не пошла в этот день на репетицию, этого бы не случилось»).
7. Обязательно обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту, который правильно выстроит стратегию реабилитации ребенка в зависимости от возраста, ситуации и тяжести психотравмы.
8. Позвоните на «горячую линию», чтобы узнать, как поговорить с ребенком на эту тему.
Избежать насилия можно!
Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.
ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
Родители ВСЕГДА должны знать, куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа ИЛИ взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжаю мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на<sup> </sup>противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе, в противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
Научите детей «Правилам пяти нельзя»:
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом;
- Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдимые места;
- Нельзя садиться в чужую машину;
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо;
- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
В Гомельской области созданы и функционируют службы «Экстренной психологической помощи».
Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.
Номера телефонов службы экстренной психологической помощи:
- Учреждение «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница» 8-0232-31-51-61 (круглосуточно);
- УЗ «Мозырский психоневрологический диспансер» 8-0236-25-17-92 (пн, вт, чт, пт, – 08.00-14.00; сp –13.00-19.00);
- УЗ «Ветковская центральная районная больница» 8-02330-4-24-85 (будние дни с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 16.30);
- УЗ «Рогачевская центральная районная больница» 8-02339-2-09-30 (пн, вт, ср, пт с 13:00 до 15:00);
- УЗ «Брагинская центральная районная больница» 8-02344-3-16-29 (будние дни с 14.00 до 16.00);
- УЗ «Петриковская центральная районная больница» 8-02350-2-82-05 (будние дни с 8.00 до 16,00).
Управление внутренних дел Гомельского облисполкома
Главное управление по здравоохранению облисполкома
Главное управление образования облисполкома
Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома
Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…
АЛГОРИТМ
информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].
Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.
Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.
Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:
их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].
4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:
информация, поступившая от ребенка;
информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
информация, поступившая от работников учреждений образования;
информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.
Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.
Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:
осуществляют изучение и анализ поступившей информации;
в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.
В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования[5].
[1] Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».
[2] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.
[3] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014 № 47.
[4] Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.
[5] Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»