ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
- организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к учебному занятию;
- проверка домашнего задания;
- проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
- постановка цели занятия перед учащимися;
- организация восприятия и осмысления новой информации;
- первичная проверка понимания;
- организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
- творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
- контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
- домашнее задание к следующему учебному занятию;
- подведение итогов учебного занятия.
МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ
Структура учебного занятия - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура учебного занятия изучения нового материала:
- первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
- указание на то, что учащиеся должны запомнить;
- мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
- сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
- первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
- контроль результатов первичного запоминания;
- регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
- внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
- частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура учебного занятия закрепления и развития знаний, умений, навыков:
- сообщение учащимся цели предстоящей работы;
- воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
- выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
- проверка выполнения работ;
- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
- задание на дом (если это необходимо).
Структура учебного занятия формирования умений и навыков:
- постановка цели занятия;
- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
- проведение проверочных упражнений;
- ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
- упражнения на их освоение;
- упражнения на их закрепление;
- тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
- упражнения на перенос в сходную ситуацию;
- упражнения творческого характера;
- итог учебного занятия;
- задание на дом.
Структура учебного занятия повторения:
- организация начала учебного занятия;
- постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
- проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем занятии, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
- подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на занятии;
- задание на дом.
Структура учебного занятия проверки знаний:
- организация начала учебного занятия. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
- постановка задачи учебного занятия. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
- изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
- подведение итогов учебного занятия. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующее учебное занятие);
- определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Структура учебного занятия применения знаний, умений и навыков:
- организация начала учебного занятия (психологический настрой учащихся);
- сообщение темы занятия и его задач;
- изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
- формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
- упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
- творческое применение знаний и умений;
- упражнение по отработке навыков;
- домашнее задание;
- итог учебного занятия с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура повторительно-обобщающего учебного занятия:
- организационный момент;
- вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план учебного занятия;
- выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
- проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
- формулирование выводов по изученному материалу;
- оценка результатов учебного занятия;
- подведение итогов;
- задание на дом (не всегда).
Структура комбинированного учебного занятия (оно, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
- организация начала учебного занятия;
- проверка домашнего задания, постановка цели занятия;
- подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
- изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
- закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
- обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
- подведение итогов и результатов учебного занятия;
- задание на дом;
- подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Структура учебных занятий учителей-новаторов:
Система преподавания Л.В. Маховой:
- рассказ обзорного типа по всей теме;
- учебное занятие вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений
- учебное занятие - практическая работа;
- учебное занятие обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;
- заключительный опрос по теоретическому материалу;
- решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.
Система учебных занятий, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:
- учебные занятия теоретического разбора материала учителем;
- учебные занятия самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;
- семинары;
- занятия-практикумы;
- учебные занятия контроля и оценки.
Система учебных занятий, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:
- учебное занятие - лекция по всей теме;
- хзанятия-решения ключевых задач;
- учебное занятие - консультация;
- зачет.
|